Чтение RSS
Рефераты:
  • Ботаника и сельское хоз-во
  •  
    Рефераты бесплатно
     

     

     

     

     

     

         
     
    Валютные операции коммерческих банков РФ
    СОДЕРЖАНИЕ :

    Введение................................................................................6
    Глава 1. Законодательство РФ - как инструмент управления валютным рынком................9
    1.1 Закон о валютном регулировании и валютном контроле в РФ.............................9
    1.2 Лицензирование деятельности банков для совершения операций в иностранной валюте....16
    1.3 Законодательные акты РФ, регулирующие валютные операции КБ в РФ и их применение....21
    Глава 2. Основные операции КБ РФ с иностранной валютой.................................29
    2.1 Открытие и ведение счетов юридических и физических лиц в иностранной валюте,кредитование в валюте...........................................................29
    2.2 Покупка - продажа валютных средств КБ РФ на российском рынке и за рубежом..........46
    2.3 Операции КБ РФ с наличной иностранной валютой,дорожными чеками, пластиковыми банковскими карточками.................................................................55
    Глава 3. Перспективы развития Челябинвестбанка на рынке валютных операций..............67
    3.1 Развитие банковских услуг в иностранной валюте для клиентов банка(валютный лизинг, хеджирование, многовалютные счета, валютные неторговые операции).......................67
    3.2 Развитие операций банка на биржевом и межбанковском валютном рынках (валютный диллинг,подключение к системе Реутерс, открытие счетов "ЛОРО").........................72
    Заключение.............................................................................76 Литература.............................................................................79
    Приложения :
    1. Банковские лицензии на совершение операций в валюте
    2. Заявление на открытие валютного счета юридического лица
    3. Договор о расчетно - кассовом обслуживании по валютным счетам
    4. Образец заявления на перевод валютных средств
    5. Тарифы банка по валютному обслуживанию
    6. Распоряжение об открытии валютного счета
    7. Заявки на покупку и продажу валюты от клиентов.
    8. Договор о предоставление валютного кредита
    9. Отчет о ведении валютной позиции
    10. Заявление на прием валюты на экспертизу
    11. Распоряжение на установление курсов валют в обменном пункте
    12. Журнал передачи и получения курсов валют
    13. Справка Формы 0406007
    14. Заявка на получение наличности для обменного пункта
    15. Реестр купленной валюты
    16. Реестр проданной валюты
    17. Справка об остатках валютного обменного пункта
    18. Препроводительные ведомости к инкассаторским сумкам
    19. Заявка на участие в торгах УРВБ
    20. Биржевое свидетельство УРВБ
    21. Пресс релиз УРВБ
    22. Подтверждение сделки между диллерами
    23. Список банков корреспондентов Челябинвестбанка

    ВВЕДЕНИЕ

    Перестройка внешнеэкономической деятельности нашей страны требует соответствующих изменений в работе коммерческих банков во всем многообразии их внешних и внутренних связей. При осуществлении международных сделок встает вопрос о валютных операциях как форме банковского участия в них.
    Международная торговля и движение денег и капитала в международном масштабе являются основой сделок в иностранной валюте. Рассмотрим простой пример : в Швейцарии экспортер продает машины российскому покупателю. Завершением этой сделки является перевод российских рублей, которыми располагает русский бизнесмен, в швейцарские франки - валюту, желательную для поставщика машин. В другом случае русский банк желает поместить избыток капитала на рынке США, а не на отечественном рынке. При этом он должен приобрести доллары за валюту своей страны (рубли).
    Таким образом, сделки в иностранной валюте движимы фактором сосуществования международной торговли и национальных валют.
    Все требования продавцов или кредиторов, подлежащие за границей оплате в иностранной валюте, которая представляет капитал, хранящийся в заграничных банках, или же векселя или чеки, оплачиваемые за границей в иностранной валюте, называются инвалютой. Все они играют роль в связях банка с клиентами. При заключении сделок с иностранной валютой между банками используется лишь иностранная валюта, хранящаяся на счетах в заграничных банках. Термин "инвалюта" применяется, таким образом, только к остаткам на банковском счете в иностранной валюте.
    Иностранные банкноты не являются инвалютой в узком смысле слова. Они концентрируются в инвалюту, если без ограничений зачисляются в кредит обычного коммерческого счета за границей. Валютные правила некоторых как развитых, так и развивающихся стран не допускают такой конверсии иностранных банкнот в инвалюту (в том числе и законы Российской федерации), хотя почти всегда разрешаются обратные операции (т.е. продажа наличных иностранных денег за те же безналичные).
    Валюта, будь то деньги на счетах или банкноты, обычно считается конвертируемой, если владеющее ею лицо может ее конвертировать, иными словами, свободно обменять на любую другую валюту. Однако следует делать различие между неограниченной конвертируемостью и различными формами частичной конвертируемости. Например, швейцарский франк является полностью конвертируемым, независимо от нахождения держателя в Швейцарии или за границей, а также независимо от того, идет ли речь о текущих платежах за товары и услуги или же о финансовых сделках.
    С другой стороны, во многих странах признается только внешняя конвертируемость национальной валюты и не признается конвертируемость внутри страны. Долгое время так было, например, в Великобритании : если германский экспортер, к примеру, обладал капиталом в фунтах стерлингов в
    британском банке, он мог просто поручить этому банку конвертировать эти фунты в любую другую валюту и перевести полученную сумму за границу. Однако лицо с местонахождением в Великобритании, как правило, не могло экспортировать капитал без согласия банка Англии.
    Национальное валютное законодательство может предусматривать также различие (в той мере, в какой это касается конвертируемости) между инвалютными средствами, возникающими в результате текущих операций (платежи за товары и услуги), и средствами, получаемыми в результате чисто финансовых сделок. Для финансовых сделок типа инвестирования, кредитования, переводов прибылей за границу нередко существуют некоторые ограничения конвертируемости. В развивающихся странах это различие между коммерческими и финансовыми сделками реализуется на валютных рынках с двойным режимом : фиксированного и свободного валютного курса. В последние 15 - 20 лет среди развитых стран оно существовало в Бельгии и временно применялось во Франции и Италии.
    Современный валютный рынок представляет из себя сложную и динамичную экономическую систему, которая функционирует в рамках всего мирового хозяйства. Валютный рынок непрерывно развивался, усложнялся и приспосабливался к новым условиям, прошел путь от локальных центров торговли векселями в иностранных валютах до фактически единственного, подлинного международного рынка, экономическую роль которого трудно переоценить. Вместе с развитием и совершенствованием валютного рынка развивались и совершенствовались валютные операции, появлялись новые их виды, улучшалась техника их проведения. Это развитие можно проследить по следующим признакам : до появления коммерческих банков валютными операциями в стране занимался только один банк - Внешэкономбанк СССР. Соответственно все специалисты по валютным операциям были сосредоточены только в этом банке. В настоящее время даже многие провинциальные банки, имеющие валютные лицензии, оказывают почти весь спектр валютных услуг для своих клиентов. Большое количество банков имеет прямые корреспондентские отношения с иностранными банками. За короткий срок были подготовлены специалисты банков практически по всем видам валютных операций. Если раньше почти все банки производили обработку документов в ручную, то сейчас практически все операции автоматизированы, существуют целые программные комплексы, которые обеспечивают автоматическое совершение и обработку всех банковских услуг в валюте (валютный операционный день банка). Если в начале своей деятельности банки могли вести переговоры и переводить платежи своих клиентов за границу, используя почту или телекс, то сейчас многие Российские банки подключены к системе международных банковских расчетов SWIFT. Быстро развивается в нашей стране и система торговли валютой, от заключения сделок по телефону голосовым способом дилеры банков переходят к применению международной системы Reuters, а внутри регионов к торгам по модемам, что значительно развивает цивилизованность валютного рынка в России.
    Банки являются естественным посредником между спросом и предложением инвалюты. Основной задачей валютного отдела банка является обеспечение его клиентам возможности конвертировать активы и капиталы в одной валюте в другую валюту. Банки осуществляют свою деятельность на валютном рынке путем проведения валютных операций. Валютные операции в зависимости от сроков подразделяются на наличные и срочные операции с иностранной валютой, срочные операции принято подразделять на конверсионные, страховые и спекулятивные, хотя это деление достаточно условно. Среди наличных валютных операций выделяют операции "спот" (spot), а также такие операции как "овернайт" (overnight), "туморроу/некст" (tomorrow/next) и "дэй - то - дэй своп" (day - to - day swap), которые применяются банками для управления текущими валютными позициями. К срочным сделкам относятся "форвард" (forward), "опцион" (option), "своп" (swap).
    Международная торговля требует появления и развития срочных сделок с иностранной валютой в силу того, что при совершении коммерческой операции возникает необходимость застраховаться от валютного риска (риска изменения курса валюты). Поэтому такие валютные операции как "форвард", "опцион" и "своп" широко используются для целей хеджирования (страхования от валютных рисков). В зависимости от типа используемой валютной операции различаются стоимость страхования от валютного риска и полнота его покрытия в результате проведения срочной валютной сделки. Следовательно, возникает необходимость в подсчете стоимости и эффективности страхования, а также в оценке полноты покрытия валютного риска. Срочные сделки являются удобным средством для проведения спекулятивных операций, такие операции не требуют наличия каких-либо ликвидных средств, и при умелом использовании они могут приносить банку значительные прибыли.
    Но валютный рынок существует и развивается в тесной связи с другими рынками, такими, как рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг и мировые рынки товаров и услуг. Таким образом, участники валютного рынка оказываются подверженными не только валютному, но и другим видам риска, среди которых выделяют кредитный риск и риск изменения процентной ставки или процентный риск.
    Банковская деятельность в этой области неизбежно имеет тенденцию к установлению единообразного диапазона цены на конкретную валюту во всех мировых финансовых центрах. Если в какой-то момент рыночная ставка в одном финансовом центре слишком отклоняется от средней, равновесие восстанавливается посредством арбитража, который представляет собой процесс извлечения выгоды из различий цены в разных местах. Тем самым валютный бизнес действует как весьма важный регулятор в денежной системе.
    Обычно крупные банки, имеющие общенациональное значение, а также ряд местных банков, обслуживающих международные расчеты местного бизнеса, имеют валютные отделы, в которых работают квалифицированные дилеры. Банки, которые просто выполняют инструкции своих клиентов и не занимаются бизнесом за свой собственный счет, фактически не нуждаются в услугах валютного специалиста. В этом случае им достаточно иметь сотрудника, располагающим общим знанием этого дела, так как его роль практически будет сводиться к посредничеству между клиентами другим банком и выполнению инструкций клиента на профессиональном уровне.
    С ростом международной торговли и по мере либерализации перемещения капитала в шестидесятые и в начале семидесятых годов валютный бизнес получил громадное развитие. В условиях свободного колебания курсов, при резких флуктуациях ставок, объем сделок с инвалютой еще более возрос, но на рынке развилась и чрезмерная спекуляция, что привело в семидесятых годах к нашумевшему краху нескольких банков. С этого времени благодаря ограничениям, наложенным финансовыми органами в ряде стран, а также ужесточенным внутрибанковским правилам международная торговля валютой была в значительной мере нормализована (хотя разорения банков из-за рискованной игры на рынках происходит и в наши дни, к примеру, крах английского банка Баррингс весной этого года). Однако для этого потребовалось (и требуется сегодня) большая работа по формированию международной валютной системы.
    В нашей стране вопросы, связанные с изучением сущности и техники проведения валютных операций приобретают огромное теоретическое и практическое значение. Это связано с необходимостью дальнейшего развития внешнеэкономической деятельности нашей страны, со становлением конвертируемости рубля, с бурным развитием банковской системы в стране и появлением новых банков, получивших лицензии на осуществление валютных операций и делающих первые шаги в освоении валютного рынка, создающегося внутри страны, и международного валютного рынка, а также это связано со всем курсом реформ, проводимых в нашей стране. Знание техники проведения валютных операций на рынке позволяет банкам и участникам внешнеторговых сделок страховаться от валютных рисков, избегать необоснованных потерь иностранной валюты, получать дополнительную прибыль на спекулятивной игре и разнице курсов. Все это призвано помочь банкам Российской Федерации в освоении международного валютного рынка.

    ГЛАВА 1.Законодательство Российской Федерации - как инструмент управления валютным рынком

    Операции с иностранной валютой совершаются согласно Закону "О валютном регулировании и валютном контроле", указам Президента, постановлениям Правительства, нормативным документам Центрального Банка и Министерства финансов России. После распада СССР, помимо Закона, длительное время одним из основных регулирующих документов в России были "Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР", принятые Госбанком СССР.

    1.1.Закон о валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации

    Принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства определяются законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в дальнейшем Закон), принятым Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г., и издаваемыми на его основе нормативными актами Банка России.
    Понятия, используемые в настоящей выпускной работе согласно Закона, означают следующее:
    "Валюта Российской Федерации":
    - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка Российской Федерации и монеты;
    - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации;
    - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства.
    "Иностранная валюта":
    - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;
    - средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единиц.
    "Валютные ценности":
    - иностранная валюта;
    - ценные бумаги в иностранной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
    Важнейшими понятиями системы валютного регулирования являются понятия
    "резидент" и "нерезидент", определяющие субъектов, осуществляющих операции с валютой Российской Федерации и валютными ценностями.
    Понятие "резидент" включает в себя следующие категории граждан и организаций :
    - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
    - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также находящиеся за пределами Российской Федерации их филиалы и представительства;
    - предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также находящиеся за пределами Российской Федерации их филиалы и представительства; ;
    - дипломатические и иные официальные представительства Российской
    Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
    К "нерезидентам" относятся:
    - физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами
    Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской
    Федерации;
    - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации их филиалы и представительства;
    - предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации их филиалы и представительства;
    - находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства.
    Все валютные операции совершаемые резидентами и нерезидентами на территории РФ делятся на три вида :
    - операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
    - ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
    - осуществление международных денежных переводов.
    Так же операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
    "Текущие валютные операции" :
    - переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
    - получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
    - переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
    - переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
    "Валютные операции, связанные с движением капитала":
    - прямые инвестиции, то есть вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
    - портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
    - переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
    - предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
    предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
    - все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
    Банковские операции с валютными ценностями в нашей стране могут осуществляться уполномоченными банками - банками и иными кредитными учреждениями, получившими лицензии Центрального банка Российской Федерации на проведение валютных операций, в том числе банками с участием иностранного капитала и банками, капитал которых полностью принадлежит иностранным участникам.
    Согласно Закона, расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской федерации без ограничений. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, в частности инструкцией ЦБ РФ №16 от 16 июля 1993 г. "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте РФ" и другими подзаконными актами.
    Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов. В Российской Федерации право собственности на валютные ценности защищается государством наряду с правом собственности на другие объекты собственности. Виды обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте определяются законами Российской Федерации.
    Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации. В настоящее время предприятия - резиденты могут покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке только для осуществления :
    - текущих валютных операций;
    - платежей по обслуживанию задолженности по кредитам, полученным в иностранной валюте.
    В этих случаях необходимо представление в уполномоченные банки контрактов, кредитных соглашений, подтверждающих существование договорных отношений. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать иностранную валюту: - от своего имени по поручению предприятий и коммерческих банков;
    - от своего имени и за свой счет в порядке, установленном Банком России.
    Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки. Сделки купли - продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. Купленная резидентами на внутреннем валютном рынке иностранная валюта подлежит обязательному зачислению на валютные счета клиентов для расходования на указанные цели.
    Центральный банк Российской Федерации в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи ( в настоящее время на ММВБ установлено предельное отклонение курса валюты от курса предыдущих торгов в размере 10 процентов), а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
    Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках. Иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями) - резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации (точный порядок см. в главе 2, параграф 2.1).
    Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений.
    Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (чаще всего ля этого требуется лицензия Банка России).
    Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Продажа валюты производится только через уполномоченные банки. Уполномоченные банки могут продавать средства в иностранной валюте :
    - другому предприятию;
    - на межбанковском валютном рынке другому уполномоченному банку или на валютной бирже;
    - Банку России.
    Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации, и в настоящее время сумма обязательной продажи составляет 50 процентов от валютных поступлений предприятий. Обязательная продажа проводится только через валютные биржи, утвержденные Банком России, порядок осуществления обязательной продажи регулируется инструкцией Банка России №7 от 29 июня 1992 г. "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ".
    Физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию. Порядок вывоза и пересылки резидентами из Российской Федерации валютных ценностей в остальных случаях устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (физические лица могут вывозить иностранную валюту за пределы РФ, если эта валюта приобретена ими в обменных пунктах уполномоченных банков, обменные пункты выдают покупателям специальные справки - разрешения на вывоз установленной формы).
    Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской федерации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил. Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации. Нерезиденты имеют право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации. Порядок перевода, вывоза и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
    Центральный банк Российской Федерации является основным органом валютного регулирования в Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации в рамках валютного законодательства :
    - определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
    - издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
    - проводит все виды валютных операций;
    - устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
    - устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;
    - устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
    - устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
    - готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам;
    - выполняет другие функции, предусмотренные валютным законодательством РФ.
    Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:
    - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
    - проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем рынке Российской Федерации;
    - проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
    - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
    Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку Российской Федерации.
    Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции:
    - осуществляют контроль проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
    - проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
    Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
    Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, а также нерезиденты, осуществляющие операции с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации, обязаны:
    - представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций;
    - представлять органам и агентам валютного контроля объяснения о ходе проведения ими проверок, а также по их результатам;
    - в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной органами и агентами валютного контроля, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;
    - вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
    - выполнять требования (предписания) органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений;
    - выполнять другие обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.
    Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, нарушившие валютное законодательство РФ , несут ответственность в виде:
    - взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу валютного законодательства сделкам;
    - взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
    Резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты, за отсутствие учета валютных операций, ведение учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление органам и агентам валютного контроля документов и информации в соответствии с действующим валютным законодательством, несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. При повторном нарушении указанных выше положений, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
    - взыскания в доход государства сумм, указанных выше в настоящем параграфе, а также штрафов в пределах пятикратного размера этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации;
    - приостановления действия или лишения резидентов, включая уполномоченные банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
    - других санкций, установленных законодательством Российской Федерации.
    Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том числе по представлению агентов валютного контроля, с юридических лиц - в бесспорном порядке, с физических лиц - в судебном. Должностные лица юридических лиц - резидентов, в том числе уполномоченных банков, и юридических лиц - нерезидентов, а также физические лица, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Должностные лица органов и агентов валютного контроля в пределах компетенции этих органов имеют право:
    - проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства;
    - приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления упомянутых в настоящей статье документов и информации;
    - приостанавливать действие или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
    - другие права, предусмотренные законодательством Ро
     
         
    Бесплатные рефераты
     
    Банк рефератов
     
    Бесплатные рефераты скачать
     
    Рефераты Онлайн
     
    Скачать реферат
     
     
     
     
      Все права защищены. Бесплатные рефераты и сочинения. Коллекция бесплатных рефератов! Коллекция рефератов!